Русская народная сказка колосок. Колосок — украинская народная сказка на русском языке

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал один.
- Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.


Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.


А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.


- Кто будет месить? - спросил петушок.
А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.


Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.


- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?


Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

— КОНЕЦ —

Украинская народная сказка с иллюстрациями

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал один.
— Только не я!-закричал другой.
— Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал Круть.
— Только не я!- закричал Верть.
— Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я!-запищал Круть.
— Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;

    Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);

    Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).

    Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.

    Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

    УУД:

    Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;

    Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);

    Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).

    Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.

    Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.

    Ход занятия:

    I. Орг. момент.

    Вхождение в урок (психологический настрой).

    К нам на урок залетели три облачка, посмотрите одно весёлое, второе равнодушное, третье грустное. Какое вам больше нравится? (ответы детей).

    И я надеюсь, у вас у всех к концу урока будет весёлое настроение.

    Сегодня у нас необычный урок, за каждый правильный ответ вы будете получать зёрнышки, которые в конце урока превратятся в оценки.

    II. Актуализация знаний по ранее изученному материалу.

    Повторение - мать учения. (Заполнение кроссворда) Слайд №1

    1). Игра "Угадай-ка"

    • Человек без друзей - что дерево без корней. (Пословица)
    • Черепаха хвост поджала
      И за зайцем побежала.
      Оказалась впереди,
      Кто не верит - выходи. (Считалка)
    • Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. (Небылица)
    • Зелененький листочек
      Скакал меж бурых кочек.
      Проквакал в тёплой луже
      И муху съел на ужин! (Загадка. Лягушка)
    • Дождик, дождик поливай
      Будет славный урожай! (Закличка)
    • Огуречик,огуречик,
      не ходи на тот конечик -
      Там ребята побегут
      Тебе ножки отшибут. (Потешка)
    • От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)
    • Ой ду-ду! На дубу
      Грянул ворон во трубу.
      И пошли чудеса:
      Засинели небеса,
      Вышли в море паруса,
      Встали тёмные леса,
      А в лесной избушке затопилась печь:
      Пироги с морошкой начал зайка печь.
      Пирогов покушай,
      Сказочку послушай. (Присказка)

    Какое ключевое слово получилось? (Сказка)

    Каким словом можно заменить все эти слова? (Фольклор)

    За правильно названое слово ставить "зёрнышко" на доску. Собираем колосок.

    2). Работа в парах.

    Карточка "Сказки" Заполнить схему, проверить, правильно ли сделали работу. (Добавляем верхнее зёрнышко)

    3). Упражнение с книгами.

    "С книгой поведёшься - ума наберёшься" СЛАЙД № 2

    На парте две книги: Б.Житков "Слон"; Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца".

    Посмотрите, перед вами две книги.

    • Кто автор первой книги?
    • Как она называется?
    • О ком эта книга? Докажите.
    • Что за жанр этой книги?

    Посмотрите на вторую книгу. Назовите её.

    • О ком эта книга?
    • Назовите жанр этого произведения.

    Сделаем модель обложки к этим книгам.

    4). Работа на доске Smart. Коллективная работа. Составление моделей обложек.

    Чем похожи эти модели? (Здесь указаны фамилии авторов книг, оба произведения о животных). Добавляем остья.

    Физминутка.

    Сказка даст нам отдохнуть
    Отдохнём и снова в путь!
    Петушок совет вам даст
    Наклоняйся 10 раз.

    Вот мышат двоих слова
    Чтоб спина была пряма
    Поднимайся на носочки
    Дотянись до колосочка.

    А теперь вам мой совет
    Если будешь, прыгать, бегать
    Проживёшь ты много лет.
    Дала нам сказка отдохнуть!

    Отдохнули?

    Снова в путь.

    III. Тема урока Слайд №2

    Вырос в поле дом,
    Полон дом зерном,
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены,
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.

    Посмотрите внимательно на доску. Вы собирали по одному зёрнышку, и в итоге у вас получился большой, красивый, полный колосок. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

    Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
    Никто не услышит о том в новостях.
    Но мы и не думаем шум создавать,
    А будем тихонько страницы листать.

    Откройте учебники на стр.37.

    IV. Слушание сказки. "Добро того учит, кто слушает" СЛАЙД № 3

    Перед чтением хочу раскрыть вам несколько секретов:

    1 секрет:

    Чтобы сказку понять,
    Надо в ней героем стать.

    2 секрет:

    Чтоб ответить на вопрос,
    Вникнуть надо в смысл слов.

    3 секрет:

    Послушайте произведение.

    Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. - Вслух читает тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко и выразительно.

    V. Беседа после слушания.

    • Понравилось ли вам это произведение?
    • Кто автор?
    • Прочитайте заголовок?
    • Назовите правильно это произведение. (Украинская народная сказка "Колосок")
    • С какой из этих двух моделей можно соотнести это произведение? Докажите, что это сказка. (Животные не умеют разговаривать, не могут испечь пирожки; есть зачин - дети находят в тексте...)

    Экспресс-опрос.

    Колосок нашли мышата.

    Мышат было двое.

    Мышата работали, а петушок играл.

    Мышата обмолотили колосок.

    Петушок отнёс колосок на мельницу.

    Мышата играли в чехарду.

    Петушок играл в лапту.

    Мышата натаскали дров.

    Петушок испёк торт.

    Петушок угостил мышат.

    Ученики фиксируют истинность или ложность высказываний с помощью цифр "1" и "0".

    (Взаимопроверка 0100110000)

    Обратная информация: сигналы (красный кружок, если есть ошибки и зелёный, если всё верно)

    Покажите сигналом свой результат.

    У кого одна ошибка, две?

    VI. Работа над сказкой

    1. Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)

    2. Как звали мышат? (Круть, Верть)

    3. Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)

    5. Почему его так назвали?

    6. Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).

    7. Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).

    8. А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).

    9. Почему меняется тон их речи? (Стало стыдно за своё поведение).

    VII. Выборочное чтение сказки. Характеристика героев. СЛАЙД № 4

    1. Что делали мышата и петушок?

    2. Чем еще занимались герои?

    4. Что еще узнали о петушке и мышатах?

    Во время обсуждения на доску вывешиваются карточки со словами:

    Давайте сделаем вывод: что можно сказать о петушке? А о мышатах?

    • Можно ли сказать, что мышата полностью отрицательные герои? (Нет, они все поняли, и сами вылезли из-за стола).
    • А правильно ли поступил петушок, что не удержал их? (Да, таких лентяев надо было проучить).
    • Кто из героев вам понравился больше? Почему?
    • А теперь давайте прочитаем еще раз: что пришлось сделать петушку, чтобы испечь пирожки?
    • Ребята, а теперь давайте немного пофантазируем: расскажите мне, какие пирожки испек петушок (вкус, запах, цвет).
    • Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь. (Задание №4 в тетради)
    • Очень много сил и времени требуется, чтобы из зерна получился хлеб. Как к нему надо относиться?

    А теперь прочитайте то предложение, которое является уроком сказки.

    Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

    В) Чтобы каждый день мы с вами кушали свежий душистый хлеб, ЛЮДЯМ МНОГИХ ПРОФЕССИЙ ПРИХОДИТСЯХОРОШО ПОТРУДИТСЯ.

    Кто может рассказать нам, как до нас доходит хлеб.

    Посмотрите в наш Толковый словарик.

    Какие слова вы сможете использовать в своём рассказе

    • Пахарь - земледелец, который пашет землю, взрыхляет почву.
    • Агроном - специалист, ухаживающий за сельскохозяйственными культурами.
    • Комбайнер - водитель комбайна, на котором убирают урожай, чтобы отвезти его в зернохранилище или на мельницу.
    • Мельник - работник мельницы, где размалывают зерно в муку.
    • Пекарь - специалист по выпечке хлеба.

    Ну и как великий труд вырастить хлеб?

    Вывод

    • Хлеб проходит такой трудный путь.
    • Хлеб - наше богатство.

    Как нужно относиться к хлебу? (нужно бережно относиться к хлебу.)

    Легко ли было петушку одному?

    Чему учит нас эта сказка?

    Как вы это понимаете? Прочитайте пословицы, написанные на доске.

    Сказка мудростью богата. П �

    Колосок

    Украинская сказка, художник Денис Кравец

    или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

    Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

    Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

    Прибежали мышата и говорят:

    Нужно его обмолотить.

    А кто будет молотить? - спросил петушок.

    Только не я!-закричал один.

    Только не я!-закричал другой.

    Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

    И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

    Кончил петушок молотить и крикнул:

    Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

    Прибежали мышата и запищали в один голос:

    Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

    А кто понесёт? - спросил петушок.

    Только не я!-закричал Круть.

    Только не я!- закричал Верть.

    Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

    Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

    Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

    Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

    Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

    Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

    Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

    Только не я!-запищал Круть.

    Только не я!-запищал Верть.

    Подумал, подумал петушок и говорит:

    Видно, мне придётся.

    Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

    Ох и проголодался я! - пищит Круть.

    Ох и есть хочется! - пищит Верть.

    И за стол сели.

    А петушок им говорит:

    Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

    Ты нашёл! - громко закричали мышата.

    А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

    Ты обмолотил! - потише сказали оба.

    А кто зерно на мельницу носил?

    Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

    А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

    Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

    А вы что делали?

    Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.


    Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
    Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
    - Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
    Прибежали мышата и говорят:
    - Нужно его обмолотить.
    - А кто будет молотить? - спросил петушок.
    - Только не я!-закричал один.
    - Только не я!-закричал другой.
    - Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
    И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
    Кончил петушок молотить и крикнул:
    - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
    Прибежали мышата и запищали в один голос:
    - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
    - А кто понесёт? - спросил петушок.
    - Только не я!-закричал Круть.
    - Только не я!- закричал Верть.
    - Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
    Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
    Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
    - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
    Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
    - Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
    - Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
    - Только не я!-запищал Круть.
    - Только не я!-запищал Верть.
    Подумал, подумал петушок и говорит:
    - Видно, мне придётся.
    Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
    - Ох и проголодался я! - пищит Круть.
    - Ох и есть хочется! - пищит Верть.
    И за стол сели.
    А петушок им говорит:
    - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
    - Ты нашёл! - громко закричали мышата.
    - А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
    - Ты обмолотил! - потише сказали оба.
    - А кто зерно на мельницу носил?
    - Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
    - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
    - Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
    - А вы что делали?
    Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.